ВЫСТАВКА "СТУДИЯ 44. АНФИЛАДА"

ВЫСТАВКА "СТУДИЯ 44. АНФИЛАДА"

Санкт-Петербург, Главный штаб Государственного Эрмитажа, 16.02.2020 - 28.09.2020

Авторский коллектив:

Куратор от Государственного Эрмитажа: А. Н. Дыдыкин
Куратор от «Студии 44»: Н. И. Явейн
Художественная концепция выставки: С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»)
Дизайн экспозиции: М. В. Явейн, Игорь Мусанов (АМ «Витрувий и сыновья»), И. В. Кожин
при участии А. П. Яр-Скрябина, А. И. Амелькович, А. Д. Горегляд, А. И. Покатович, Галины Подагуц, Карины Ашраповой, Бориса Немцева, Олега Косенко (АМ «Витрувий и сыновья»), Г. Н. Явейна
Графический дизайн: Александр Менус (дизайн-студия «Своя школа»)
Макеты: Я. С. Ициксон (Макетная мастерская «Новый аспект»)
Видеоролики: В. Н. Стрижак, И. С. Снежкин, Людмила Шамраева, Роман Герапинович, Алмас Ермекбаев ("CultBuro")
Компьютерная анимация: А. А. Патрикеев, Студия RED
Тексты: Л. Н. Лихачева
Переводы на английский: Ольга Глотова

Фото: М. Б. Атаянц, Андрей Белимов-Гущин, В. Ф. Егоровский, А. М. Народицкий, Ю. А. Молодковец, М.В. Явейн
Координация подготовки выставки и образовательная программа: Е. Ф. Коловская (Фонд «ПРО АРТЕ»)
Администрирование: Е. А. Горулев
Озеленение: Ландшафтная компания «Принцип NOVO»
Монтаж и изготовление экспозиции: «EVENTGROUP», технический директор Сергей Корытов

Выставка "Студия 44. Анфилада" в пространствах Большой анфилады Главного штаба была приурочена к 25-летию архитектурного бюро "Студия 44". Организаторы выставки поставили перед собой задачу познакомить публику со всем спектром работ бюро – от отдельных зданий до многофункциональных комплексов и городских кварталов. Но куда более значимой целью являлся диалог архитекторов с обществом: выставка была призвана показать, как думают архитекторы, как рождается и видоизменяется проект, какая колоссальная исследовательская работа стоит за каждым архитектурным решением.

Экспозиция состояла из нескольких тематических блоков.  Выстроенные в ряд по ходу Большой анфилады, они складывались в последовательный рассказ об архитектуре как особом, комплексном виде искусства.

Начинаясь на большой ("Триумфальной") лестнице Главного штаба с раздела "Триумфальная лестница. Построение", экспозиция приступала к повествованию о самой крупной, известной и продолжительной работе "Студии 44" - о проекте реставрации и приспособления восточного крыла здания Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Этот проект, работа над которым продолжалась 12 лет – с 2002 по 2014 год – стал сквозной темой выставки. На марши Триумфальной лестницы и на площадку перед ней маркировкой красного цвета были перенесены с авторских рисунков в натуру ключевые линии построения лестницы-амфитеатра. Красной линией была отмечена и ось Большой анфилады: начинаясь в первом дворе, она насквозь пронизывала все выставочные пространства. 

В Четвертом атриуме Анфилады, рядом с "Красным вагоном" Ильи и Эмилии Кабаковых, был обустроен "Контейнер-кинозал". В нем демонстрировались видеофильмы, отражающие взаимоотношения построек "Студии 44" с людьми – обитателями, посетителями, наблюдателями извне. В следующем зале был установлен "Дом макетов" – здесь можно было рассмотреть во всех подробностях 70 макетов к 44 проектам "Студии 44", созданных в разные годы в различных техниках, а также ознакомиться с краткими аннотациями к проектам. 

Раздел выставки под названием "Архив" в Третьем атриуме Большой анфилады был задуман как своего рода инвентаризация результатов исследовательской работы по 38 проектам "Студии 44". По ходу осмотра справа от центральной красной линии были представлены постройки, слева - еще не реализованные концепции, эскизы, проекты. Материалы были размещены на стендах следующим образом: с одной стороны - теоретические выкладки, схемы, чертежи; с другой - фотографии построенного здания либо проектные визуализации.

Экспозиционный блок "Происхождение формы" приоткрывал завесу тайны над рождением архитектурной формы в проектах "Студии 44". В этом блоке экспозиция сменялась дважды в день благодаря тому, что мобильные стены трансформируемого зала приводились в движение – так, как это было задумано архитекторами при проектировании выставочных пространств в Главном штабе. 3D-принтер в центре зала печатал в режиме нон-стоп макеты спроектированных "Студией 44" зданий и их элементов.

Одной из сенсаций выставки стал "Эрмитажный сад". Архитекторы "Студии 44" спроектировали Большую анфиладу как чередование выставочных пространств и висячих садов, отсылающих к прототипу - Висячему саду Малого Эрмитажа. В конструкциях соединяющих залы платформ были устроены емкости для высадки деревьев в растительный грунт. На время работы выставки замысел авторов проекта был частично реализован во Втором атриуме: коллекция итальянской скульптуры предстала в неожиданном антураже, под сенью живых лип.

Раздел "Главный штаб. Метаморфозы" представлял все этапы исследования, подготовки, реализации проекта реставрации и приспособления восточного крыла Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа, проливал свет на основные принципы построения экспозиционных пространств, показывал длинный путь эволюции отдельных элементов здания. Выставочные материалы были скомпонованы рядами: внизу - фото Главного штаба до начала реставрации; над ними - два пояса эскизов и схем, раскрывающих идеологию проекта; еще выше - итоговые чертежи; наконец, в верхнем ряду - репринты авторских рисунков к проекту. Сравнение фотографий до реставрации с нынешним видом музейных пространств позволяло оценить масштаб и качество произошедшей метаморфозы.

Финальным аккордом выставки "Студия 44. Анфилада" стала инсталляция на малой ("Певческой") лестнице, прочертившая перспективу оси Большой анфилады от Главного штаба к Петропавловскому собору.

ПодробнееСкрыть