Музейзно-выставочный комплекс "Горэлектротранс"

Музейзно-выставочный комплекс "Горэлектротранс"

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург

Заказчик: СПб ГУП "Горэлектротранс"

Проектирование: 2022 (конкурсная архитектурно-художественная концепция)

Над проектом работали: 

Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А, Зенкевич, А. В. Фёдоров, А. Г. Кельх, Е. А. Криштопчик

Экспозиционно-выставочный комплекс электрического транспорта в старейшем трамвайном парке Санкт-Петербурга основан в 1967 году, к 60-летию открытия трамвайного движения в Северной столице. Собирать технику разных лет начали с 1979 года, и сегодня коллекцию подвижного состава украшают такие раритеты, как любимая ленинградцами «американка» (поезд из вагонов ЛМ/ЛП-33 образца 1933 года) и троллейбус МТБ-82Д 1947 года, воспетый Булатом Окуджавой как «полночный синий троллейбус». С реализацией проекта «Студии 44» существующий выставочный комплекс превратится в полноценный музей, где идеология показа экспонатов и инфраструктура обслуживания посетителей будут отвечать самым современным требованиям. Обладающий уникальной коллекцией и рассчитанный на 200 000 посещений в год (100 посетителей в час) новый музей обещает стать одним из крупнейших в мире в своей тематической категории.

Музей обустраивается в трамвайном депо, возведённом в начале ХХ века по проекту гражданских инженеров Л. Б. Горенберга и Ф. О. Тейхмана. Видный образец индустриального стиля, один из последних исторических трамвайных парков, чудом
дошедших до наших дней, подлежит комплексной реставрации и восстановлению, начиная от одноэтажных «вагонных сараев» и заканчивая рельсовым хозяйством и опорами контактной сети 1907 года.

В интерьере трёх корпусов депо поместятся до 30 трамваев и 7 троллейбусов; ещё 25 трамваев и 15 троллейбусов будут экспонированы на открытых стоянках под стеклянными навесами. В депо № 1 будет зримо представлена история рельсового и электрического транспорта: от конки, первого электрического трамвая Ф. А. Пироцкого и трамваев 1929–1936 годов до трамваев и троллейбусов ХХ и ХXI веков. В боковых выставочных залах разместится экспозиция «Мир электричества». Главным действующим лицом экспозиции в депо № 2 станет легендарный трамвай блокадного Ленинграда. Сценографию его показа дополнят визуальные и аудио эффекты, воссоздающие атмосферу того времени. Трамвайный парк № 3 — единственный, работавший практически всю блокаду; этому гражданскому подвигу будет посвящён специальный блок экспозиции. Часть здания займёт трансформируемый зал с телескопическими трибунами. Экспозиция в депо № 3 познакомит зрителя со специальной и служебной техникой, здесь можно будет подняться на смотровую площадку в уровне крыши трамвая, чтобы понаблюдать с безопасной высоты за процессом реставрации подвижного состава. Выставочная идеология «Студии 44» предусматривает осмотр экспонатов в разных ракурсах и с нескольких точек: не только сверху, но и снизу, из смотровых тоннелей, и даже в разрезе.

Инфраструктура приёма посетителей сосредоточится в здании бывшей котельной, чьи фасады после реставрации предстанут такими, какими их видели петербуржцы в 1907 году. Здесь разместятся кассы, вестибюль, гардероб, сувенирные лавки и офисы администрации в антресольном этаже. К котельной примкнёт прозрачный павильон кафе. Входная группа в бывшей котельной и три выставочных ангара будут связаны в единый музейный организм посредством остеклённых пассажей с распашными воротами для сквозного движения трамваев. Расположенные на территории трампарка разновременные утилитарные постройки намечено реконструировать под Детский центр и депо Детского трамвайного парка. Узкоколейка детского трамвая пройдёт вдоль открытой экспозиции и опояшет разворотным кольцом памятник трамваю Brush — именно такие трамваи первыми вышли на линию в начале ХХ века. Установленная на поворотном круге реплика трамвая Brush станет главным акцентом входной площади перед зданием музея и его главной эмблемой. Создание крупного музейного комплекса не помешает старинному трампарку на Среднем проспекте Васильевского острова оставаться действующим: за историческими зданиями депо найдётся место для содержания 86 электробусов с автоматической подзарядкой и строительства нового административно-производственного корпуса.

ПодробнееСкрыть