background texts

С 4 по 6 ноября в Сингапуре состоялось вручение премий Всемирного фестиваля архитектуры (WAF). Архитектурное бюро «Студия 44» представило на конкурс WAF три проекта, два из которых: Концепция развития исторического центра Калининграда (2014) и здание Академии танца Бориса Эйфмана (2012), победили в категориях, соответственно,  «Проекты. Мастер-план» и «Постройки. Школа». Третий объект – Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба (2014) вошел в шорт-лист финалистов премии.

 

Фестиваль существует с 2008 года и является одним из крупнейших международных архитектурных событий. В отличие от Премии Притцкера – «архитектурной Нобелевки», WAF называют «архитектурным Оскаром», поскольку награды здесь вручают не по совокупности заслуг, а за конкретные проекты и постройки, выполненные в течение двух последних лет. Состязание проводится в 30 номинациях, ежегодно в нем принимает участие около 2000 архитекторов из 60 стран мира. С 2008-го по 2015 год российские компании представили на конкурс WAF более 80 проектов, 30 из них прошли в финал, но окончательной победы в своих номинациях добились только работы Студии 44.

Своими впечатлениями о конкурсе WAF – 2015 поделились участники фестиваля: архитектор, профессор МАрхИ Олег Игоревич Явейн (Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба), архитекторы Георгий Снежкин (здание Академии танца Бориса Эйфмана) и Иван Кожин (Концепция развития исторического центра Калининграда).

Первые два дня фестиваля были посвящены выбору победителей в каждой из тридцати категорий. Международное жюри из трех человек, в составе которого обязательно присутствовал лауреат прошлых лет, оценивало проекты, опираясь на десятиминутную презентацию их авторов и последующие ответы на вопросы.

Иван Кожин отметил, что решение жюри во многом зависело от качества презентации проекта: «В современном архитектурном сообществе формируется новая культура презентации, тон здесь задают BIG и OMA, превращая презентацию проекта в увлекательное повествование, которое оказывает на публику определенное эмоциональное воздействие».

Олег Игоревич Явейн согласился с тем, что выступления наиболее известных архитектурных бюро по логике подачи материала и по манере поведения докладчика на сцене напоминали спектакль, сюжетная линия которого построена с упором на социально-рекламную легенду. Подобный принцип репрезентации позаимствован из рекламной индустрии, где в основе успеха лежат простота изложения и эффектное выступление, нацеленное на пробуждение эмпатии у зрителя. Для архитектуры такая концепция выступления работает, если возможно свести все к одной главной мысли: «Презентации BIG во многом построены на образном и концептуальном раскрытии достаточно несложной мысли», - заметил Олег Игоревич.

Иван Кожин добавил: «Такая стратегия подачи материала подходит больше для простых зданий: офисов или жилой застройки, но, например, объяснить концепцию такого проекта как Главный штаб Государственного Эрмитажа, используя данную тактику, невозможно».

Другой важной составляющей успеха на WAF стала социальная ответственность проекта. Комментируя победу Концепции развития исторического центра Калининграда, Иван Кожин отметил, что, помимо собственно архитектурного решения, жюри обратило внимание на то, что инициатором проекта выступило государство: «Мы чувствовали, что можем победить, потому что концепция Калининграда достаточно нетривиальна и выделялась среди многочисленных девелоперских проектов жилой застройки, которые преимущественно были представлены в нашей категории».

Примечателен в этом отношении проект, победивший в категории «Культура»: Soma City Home for All, Klein Dytham Architecture («Дом для всех»), который был построен на месте катастрофы (землетрясение и цунами 2011 года в Японии) для всех, кто потерял свои дома и рабочие места в этой трагедии. Победа такого проекта на Всемирном фестивале архитектуры понятна и оправданна в контексте актуальных международных событий. По словам Георгия Снежкина, жюри также отметило социальную миссию Академии танца Бориса Эйфмана, наряду с органичным по отношению к контексту архитектурным решением. Председатель жюри Питера Кук, комментируя присуждение победы Академии танца, обратил внимание на «оригинальную структуру внутреннего пространства и удивительную атмосферу в балетных залах».

 

В заключительный день фестиваля был определен победитель в номинации «Здание года». Им стал жилой комплекс The Interlace авторства Оле Шерена совместно с OMA. Архитекторы «Студии 44» сошлись во мнении, что победа Оле Шерена была ожидаемой. Все участники отметили, что фестиваль по своему духу был ориентирован на создание среды для профессионального общения и культурного обмена, было приятно убедиться в высоком профессиональном уровне работ Студии 44 и их конкурентоспособности в мировом контексте.

logo
Vkontakte
Разработка сайта: Студия RED