Выставка "Студия 44. Анфилада" в здании Главного Штаба

Выставка "Студия 44. Анфилада" в здании Главного Штаба

Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6-8, здание Главного штаба.

ВЫСТАВКА "СТУДИЯ 44. АНФИЛАДА" В ЗДАНИИ ГЛАВНОГО ШТАБА

КОНТЕНТ ВЫСТАВКИ

 

ТРИУМФАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА. ПОСТРОЕНИЕ

Ведущая в анфиладу выставочных залов парадная лестница – первый артефакт на выставке произведений «Студии 44». Почему главная лестница музея получилась именно такой, а не иной? Чем обусловлены ее пропорции, рисунок, геометрия? Ответы на эти вопросы можно найти в эскизах к проекту, показывающих шаг за шагом процесс рождения формы.

Ключевые линии построения Триумфальной лестницы перенесены с рисунков в натуру – на площадку перед подъемом на лестницу и на лестничные марши – маркировкой красного цвета. Красной линией отмечена и ось Новой Большой анфилады: начинаясь в первом дворе, эта линия следует до конца выставки. На внутренней стене корпуса вдоль Мойки красным цветом маркированы окна, которые пришлось заложить, чтобы спасти эту стену от риска обрушения, вызванного строительством жилого здания на соседнем участке.

ДВЕРИ НОВОЙ БОЛЬШОЙ АНФИЛАДЫ

Двери Новой Большой Анфилады – важнейший элемент архитектуры залов. Ритуал раскрытия всех дверей на всю их двенадцатиметровую высоту предъявляет зрелище Анфилады – не прямой, как в Эрмитаже, а сужающей, сходящейся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий эффект. Этот эффект не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади.

Раскрытие всей барочной перспективы Новой Большой Анфилады носит церемониальный характер, это событие, которого с нетерпением ждут, как ждут, когда оживет и придет в движение знаменитая механическая игрушка в Малом Эрмитаже - птица Павлин.

КОНТЕЙНЕР-КИНОЗАЛ

В «Контейнере-кинозале» объективный взгляд кинокамеры отслеживает взаимоотношения построек «Студии 44» с людьми – обитателями, посетителями, наблюдателями извне. Видеофильмы, отражающие диалог между архитектурой и наполняющей ее жизнью, снимались как сразу после ввода зданий в эксплуатацию, так и спустя 10–15 лет.

ДОМ МАКЕТОВ

Макет – неважно, выполнен он вручную или отпечатан на 3D-принтере - по-прежнему остается королем архитектурной репрезентации. Именно макет дает наилучшее представление о структурной сути здания – как проектируемого, так и уже построенного, – ведь она не всегда очевидна при взгляде извне и даже изнутри.

В этом зале экспонируются 70 макетов, выполненных к 44 проектам «Студии 44» за последние 25 лет. Макеты инсталлированы в специально построенном для этого «Доме макетов». По его лесенкам можно подняться, чтобы разглядеть макет вблизи. Макеты пронумерованы, аналогичный номер имеют экспликации по каждому объекту на стенах зала.

АРХИВ

Проектирование – род исследовательской работы. «Архив» – это попытка инвентаризации результатов исследований по 38 проектам «Студии 44». Справа от центральной красной линии представлены реализованные проекты (за исключением высотных зданий у Ладожского вокзала), слева – концепции, эскизы, а также проекты в стадии реализации. Материалы размещены на стендах следующим образом: с одной стороны – теоретические выкладки, схемы, чертежи; с другой – фотографии построенного здания либо визуализации еще не реализованного объекта. Тем самым зрителю предоставляются две опции: быстрое знакомство с архитектурным образом и проникновение в суть архитектурного решения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФОРМЫ

Экспозиция этого зала приоткрывает завесу тайны над происхождением архитектурной формы в проектах «Студии 44». В работах бюро исходным импульсом для формообразования могут служить потоки движения (вокзал «Олимпийский парк» в Сочи), задачи социализации (Академия танца Бориса Эйфмана, Гимназия имени Е. М. Примакова), интеграция в природный ландшафт (Образовательный центр для одаренных детей «Сириус»), коллективная память (Музей обороны и блокады Ленинграда). На действие главного импульса накладываются дополнительные – как правило, в работах «Студии 44» окончательная форма становится результирующей нескольких формообразующих факторов, архитектурный прием работает одновременно в нескольких плоскостях. Так, например, пластика вокзала «Олимпийский парк» – производная не только от интенсивности и направленности пассажиропотоков, но и от природных факторов: силуэта предгорий, сейсмики, розы ветров. Так или иначе в работах «Студии 44» мы всегда имеем дело с архитектурой коммуникаций – транспортных, социальных, межкультурных, историко-временных.

Трансформации зала "Происхождение формы"

Для всех трех выставочных залов Большой Анфилады архитекторы предусмотрели возможность трансформации экспозиционного пространства. Монтировать новую выставку можно не прерывая показа прежней. Различные варианты открытия и закрытия створчатых стен залов практически мгновенно меняют экспозицию.

В зале «Происхождение формы» два проекта – вокзал «Олимпийский парк» и Музей обороны и блокады Ленинграда – размещаются на внешних поверхностях трансформируемых стен зала; остальные четыре проекта – на внутренних.

Во время работы выставки "Студия 44. Анфилада" посетителям музея в Главном штабе впервые предоставлена возможность стать свидетелями трансформации зала и полной смены экспозиции в нем.

ЭРМИТАЖНЫЙ САД

Рассматривая музей в Главном штабе как продолжение пространственной структуры эрмитажного комплекса, архитекторы «Студии 44» задумывали Новую Большую анфиладу в виде чередования выставочных залов с механическими трансформациями и висячих садов. Для устройства висячих садов в конструкциях соединяющих залы платформ были предусмотрены емкости, которые можно наполнить растительным грунтом и высадить деревья. Висячие сады в Главном штабе пока не разбиты, но в рамках выставки реализован в натуре их фрагмент. 

ГЛАВНЫЙ ШТАБ. МЕТАМОРФОЗЫ.

В этом зале представлены не только идеологические обоснования проекта приспособления Главного штаба под музей и его окончательная редакция, но и длительный путь эволюции отдельных элементов, путь отбора, путь к форме.  Выставочные материалы по реставрации и приспособлению восточного крыла Главного штаба Государственного Эрмитажа распределены по слоям-уровням.

Нижний слой – фотофиксация состояния Главного штаба до начала реставрационных работ. Сравнение фотографий с нынешним видом музейных пространств позволяет оценить масштаб и качество произошедшей метаморфозы. Над нижним слоем – два слоя эскизов и схем, раскрывающих идеологию проекта, демонстрирующих пути поисков и варианты архитектурных решений. Еще выше – уровень итоговых проектных чертежей. Наконец, самый верхний слой – большеформатные репринты рисунков одного из авторов проекта, архитектора-художника Владимира Лемехова. Оригиналы рисунков Владимира Лемехова представлены в витринах в центральной части зала.

Макет в центре зала показывает трансформации выставочного пространства одного из залов Новой Большой анфилады.

ПЕВЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА. ПЕРСПЕКТИВА

Новая Большая анфилада Главного штаба берет начало от Триумфальной лестницы в зоне триумфальных арок К. Росси и заканчивается у Певческой лестницы в узком клине здания близ Певческого моста. Особенность двора с Певческой лестницей – его нарочито неправильная асимметрично-треугольная форма (снаружи это – знаменитый острый угол Главного штаба). Проектируя Главный штаб, Росси повернул последний поперечный корпус относительно всех остальных. Точно так же, реагируя на асимметричную конфигурацию двора, Певческая лестница отворачивает от оси Новой Большой анфилады.

Но сама эта виртуальная ось, будучи продолжена за стены Главного штаба, выходит прямо на шпиль собора Святых Петра и Павла Петропавловской крепости. Этот поразительный факт был обнаружен в процессе проектирования музея в Главном штабе. Трудно предположить, что Росси планировал такой эффект, во всяком случае, документальных подтверждений тому не существует. Но прямая, уходящая в бесконечность перспектива – определитель пространственной матрицы Петербурга, и его выявление в нынешнем проекте реставрации выглядит полноправным завершением логики сооружения спустя 190 лет по окончании его строительства.

ПодробнееСкрыть