Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»

Россия, Санкт-Петербург.
Проектирование: 2017.
Заказчик: Акционерное общество «Центр выставочных и музейных проектов».

Авторский коллектив:

Архитектуры: Н. И. Явейн (руководитель), И. В. Кожин (ГАП), Д. А. Андреева, В. И. Бурмистрова, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. В. Соловьев.

Визуализация: А. А. Патрикеев.

Иллюстрации: Е. А. Горюнова.

ВЫСТОЯВШИЙ ГОРОД

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ

Музейный комплекс "Оборона и блокада Ленинграда" призван стать смысловым центром прибрежного парка, который намечено разбить в излучине Невы после вывода Главной водопроводной станции. В своей концепции мы трактуем Музей не как здание, а как ландшафтный объект, скульптуру в парке. Абстрактные объемы, видимые сквозь деревья с большого расстояния – это Дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, с заклеенными крест-накрест окнами, опаленные фугасным огнем, – но выстоявшие. В острых углах и узких пространствах между Домами выражено сопротивление внешним силам окружения, сжимающим город. Они стоят как бы плечом к плечу, обороняясь от невидимого нам натиска. Почти до половины своей высоты Дома укрыты пологим коническим земляным холмом диаметром 174 м и высотой 18,5 м. Эта очевидная огромная масса призвана создать почти физическое ощущение гнета, давления, оказываемого на город. Нижняя часть холма – это общедоступное парковое пространство, своего рода инверсия античного театра, где нет сцены, зато есть возможность кругового обзора окрестностей. Декорацией и главным действующим лицом в этом театре выступает сам город. В отличие от нижней части вершина холма недоступна для публики – она отделена рвом, несущим естественный свет подземным пространствам Музея. Дома оказываются таким образом принадлежащими иному, метафизическому пространству, их истинный масштаб невозможно понять, так как их не с чем сопоставить.

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Попытка охватить блокадный опыт во всех его аспектах нуждается в постоянном смещении точки зрения. Квартира, городская улица, ледовая дорога, фронтовой окоп – пространства и судьбы блокады чрезвычайно разнообразны, и для рассказа о них музею требуется особая пространственная организация. Будучи центричным, здание естественным образом получает измерение "центр-периферия", которое как нельзя лучше способно структурировать рассказ о блокаде и обороне. Возникает некая символическая топография города и его окрестностей. Этот принцип работает как в строго пространственном (центр – город, периферия – фронт), так и в метафорическом смысле: в центре – трагедия и ужас человека один на один с катастрофой, на периферии – широкий историографический взгляд: хронология, военные операции и общий политический контекст. Еще одна особенность центричной модели заключается в сочетании хронологического изложения истории с отсутствием жестко заданного экспозиционного маршрута внутри хронологического кольца, где возможно движение в любом направлении. Посетитель волен выбирать последовательность осмотра "домов"  – от перемены мест слагаемых сумма впечатлений не изменится.

Главное пространство музея – зал круглой формы, расположенный на 1,2 м ниже уровня земли. Зал опоясывает Кольцо блокадного времени – мультимедийная стена, современная версия традиционной диорамы, где место стационарного живописного панно занимает динамический коллаж из кадров кинохроники, фотографий и т.п. На стену нанесены 872 деления – по числу дней блокады. Такой циферблат позволяет привязать изображения на экране к конкретным датам. Деления циферблата неравномерны: они разрежаются в самый тяжелый начальный период блокады, показывая тем самым мучительно медленное течение времени в первую блокадную зиму, и учащаются к последним месяцам, когда уже произошел прорыв блокады. Вдоль мультимедийного экрана с его визуальными и аудио- эффектами могут быть установлены интерактивные стойки для получения дополнительной информации.

В соответствующих местах в Кольце блокадного времени устроены входы в выступающие за контур холма тематические блоки музея:

  • Дорога жизни и связь с Большой землей
  • Попытки прорыва блокады и военные операции на Ленинградском фронте
  • Операция "Искра" и Прорыв блокады. Глухой консольный объем с полностью остекленным торцом выдвинут далеко вперед перпендикулярно Смольной набережной. Значительная длина при небольшой высоте создают своеобразный эффект "света в конце тоннеля". Эксплуатируемая кровля прямоугольного объема может быть использована в качестве летней концертной площадки.
  • Снятие блокады и послевоенное восстановление города. Это завершающее звено блокадной хронологии, через которое посетитель попадает обратно в вестибюль. В этом же объеме находится зал временных выставок. На крыше устроен мемориальный сад, доступ в который организован прямо с улицы по открытой лестнице.

 

Дома, которые формируют четко очерченный силуэт музея в экстерьере, становятся внизу центральным ядром экспозиции. В своем интерьерном воплощении они предстают лабиринтом спрессованного города с его дворами-колодцами, глухими брандмауэрами и узкими проходами. Каждый из Домов – это музей в музее, отдельное пространство, посвященное своей теме. Четыре Дома имеют этажи и подробно рассказывают о разных сторонах быта, производства и творчества блокадного Ленинграда. Четыре других – пустые и гулкие. Они – немые свидетели ужасов Блокады: голода, холода, обстрелов и смерти.

В промежутке между мультимедийной стеной и Домами выставлены крупные экспонаты – военная техника и снаряды, противотанковые ежи, обломки сбитых немецких самолетов и т.п., как если бы фрагменты кадров кинохроники внезапно прорвались в материальный мир, стали осязаемыми. В этом также можно наблюдать наследование приемам диорамы. Для обновления экспозиции предусмотрены специальные подъемники, доставляющие объекты из расположенных этажом ниже фондохранилищ музея.

Сердцевина главного музейного зала – камерная площадь неправильной формы, образованная стенами Домов, самими своими очертаниями транслирует ощущение сжатости мира. Здесь предлагается обустроить Пространство блокадных дневников, в котором повествование о пережитом ведется от первого лица (это могут быть просто рукописные страницы из дневников или воспоминания, записанные на пленку). До наших дней дошло немало дневниковых записей, издано немало воспоминаний и, возможно, найдутся еще желающие ими поделиться. Поэтому Пространство дневников задумано нами как зона сменной экспозиции с трансформируемыми павильонами.

По мере продвижения от периферии к центру – от официальной летописи событий на мультимедийной стене к более детальной картине в блоках, посвященных работе и быту – нарастает персонализация в подаче материала и его восприятии. Наконец, в Пространстве дневников тема личной боли, трагедии, катастрофы достигает апогея.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Структурной особенностью круглого здания музея является наличие рва, разделяющего сооружение на две функциональные части: собственно экспозиция находится внутри очерченного рвом круга (за исключением выступающих из холма объемов), а с внешней стороны ров окружен кольцом музейных инфраструктур. Ров шириной 7 м служит не только границей между функциональными частями комплекса, но и внутренней улицей, доступной для посетителей и служащих музея в летнее время и обеспечивающей естественный свет в помещениях внешнего кольца.

Музейная экспозиция центральной части здания расположена на двух основных уровнях: -1.2 м и +3.6 м. Инфрастуктурная составляющая комплекса размещена под землей на отметках -4.8 м и ­-9.0 м.

Помимо экспозиционной части в составе комплекса выделяются следующие функциональные блоки:

Входная группа. В состав входной группы Музея входят главный вестибюль с билетными кассами и музейный магазин (на отметке -0.6), гардероб и туалеты (на отметке -4.8 м).

Образовательный и коференц- центр. Расположен по соседству с входной группой, имеет четыре трансформируемых аудитории с фонарями верхнего света и общую рекреацию.

Институт памяти. Расположен в западной части здания на трех этажах: кабинеты, читальный зал и подсобные помещения – на отметках -0.6 м, -4.8 м; книгохранилище и архив – на отметке -9.0 м. Институт памяти имеет отдельный вход с вестибюлем на отметке -0.6 м.

Администрация Музея. Офисы администрации размещаются в северной части здания на отметках -0.6 м и -4.8 м и имеют отдельный вход, совмещенный с главной музейной загрузкой.

Зона делегаций. Расположена между офисами администрации и Театральным центром на отметке -0.6 м и имеет отдельный вход.

Театральный центр. Помещения Театрального центра вписаны в остроугольную оконечность участка в восточной части территории проектирования. В составе центра: фойе, универсальный театральный зал типа black box на 300 мест, а также зал для концертов камерной музыки с возможностью кинопоказа на 150 мест.

Зал временных выставок. Находится на верхнем уровне блока "Снятие блокады и послевоенное восстановление города". В Зал временных выставок можно подняться непосредственно из входного вестибюля.

Зона загрузки, мастерские, фондохранилище. Из зоны загрузки, расположенной на отметке -0.6 м, грузы опускаются с помощью грузового лифта на нижний уровень здания (на отметке -9.0 м), где происходит распаковка грузов и отправка их в соответствующий отел музея. Фондохранилище занимает все пространство под основной экспозицией на отметке -9.0 м. Мастерские и дополнительные музейные службы находятся на кольцевом антресольном этаже (на отметке -4.8 м), входящем в пространство хранилища.

Круговая галерея. Опоясывает хранилище на отметке -9.0 м и позволяет посетителям увидеть его работу через широкие витрины. Здесь же располагаются временные выставки небольших артефактов и документов из частных коллекций.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН. ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ПЕШЕХОДОВ. БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ

Подъезд к Музею автомобилей и экскурсионных автобусов осуществляется со Смольной набережной по новой улице – продолжению Ставропольского переулка. Открытые парковки для легковых автомобилей организованы вдоль этой улицы и в юго-восточной части участка, где предусмотрены также места для экскурсионных автобусов. Загрузочная зона музейного комплекса с площадкой для разгрузки и маневрирования фур предусмотрена в северной части территории, рядом со служебным входом.

Пешие посетители будут прибывать преимущественно со стороны ул. Пролетарской Диктатуры, в створе которой и запроектирован главный вход в Музей. Помимо него запланированы еще четыре автономных входа: служебный (с севера), вход в Институт памяти (с запада), вход для делегаций и вход во двор Театрального центра (с востока).

Блокадная тема распространяется далеко за пределы самого Музея: окружающий парк оживляют крупные экспонаты военной техники из музейной коллекции и Блокадные огороды как воплощение живой, деятельной памяти. Популярное в современном урбанизме городское огородничество приобретает в этом контексте пласт дополнительных смыслов, когда горожане вспоминают о том, как каждый сквер или сад, каждый квадратный сантиметр свободной земли служил спасением от голода.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МУЗЕЙНО-ПАРКОВОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЮ ГЛАВНОЙ ВОДОПРОВОДНОЙ СТАНЦИИ

В настоящей концепции сделано предложение по перспективному распространению парковой зоны на территорию Главной водопроводной станции после ее вывода из эксплуатации. Идеологическим стержнем преобразования этой территории должно, на наш взгляд, стать полное сохранение памятников промышленной архитектуры и инженерных сооружений с приспособлением их к новым функциям. Так, резервуары чистой воды и блок медленных (английских) фильтров могут превратиться в декоративные водоемы. Двухнефное здание Блока контактных осветлителей, освобожденное от более поздних пристроек, способно вместить большой выставочный зал или художественную галерею. Здания насосных станций по своим габаритам идеальны для размещения в них ресторанов, клубов или небольших тематических музеев, а блок скорых фильтров с его цистернами подходит для обустройства библиотеки / медиатеки. В полосе между улицами Ставропольской и Кавалергардской на основе уже существующей зелени формируется Громовская роща, в память о некогда находившейся здесь Громовской лесной бирже. Если Громовская роща носит пейзажный характер, то планировка парка в целом – регулярная, что обусловлено влиянием сетки улиц, складывавшейся здесь с XVIII века. Четкость ортогональной решетки в ряде мест сбивают сохраняемые сооружения водопроводной станции, расположенные под углом к общей системе координат. Такое наложение различных планировочных структур, нисколько не прерывая связности городского ландшафта, гарантирует большое разнообразие ракурсов и живописную смену визуальных планов. Таким образом, территория Главной водопроводной станции может быть преобразована в парковое пространство с уникальным набором музеев и других учреждений культуры, растворенных в нем.

ПодробнееСкрыть