Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»

Россия, Санкт-Петербург.
Проектирование: 2017.
Заказчик: Акционерное общество «Центр выставочных и музейных проектов».

Авторский коллектив:

Архитектуры: Н. И. Явейн (руководитель), И. В. Кожин (ГАП), Д. А. Андреева, В. И. Бурмистрова, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. В. Соловьев.

Визуализация: А. А. Патрикеев.

Иллюстрации: Е. А. Горюнова.

Конкурсная концепция "Выстоявший город"

Музейный комплекс имеет вид пологой возвышенности диаметром 164 м и высотой 18 м. Нижний пояс этого холма – ступенчатый, что обращает его в инверсию античного театра, где декорацией и главным действующим лицом выступает город. Вершина холма переосмысливает архетип священной рощи: здесь из земли прорастает скульптурная группа объемов – это Дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем, с заклеенными крест-накрест окнами – но выстоявшие.

Студия 44 предлагает создать некую матрицу состояний и переживаний, позволяющую увидеть войну глазами блокадного жителя. Эта сверхзадача нашла свое отражение в организации музейного пространства. Главный зал опоясывает мультмедийная стена "872 дня блокады". На карниз "Кольца блокадного времени"нанесено 872 деления – по числу дней блокады. В соответствующих по дате местах в стене устроены входы в выступающие за контур холма тематические блоки музея:

  • Дорога жизни. Удлиненный объем с торцовой стеной матового стекла, вереницей полуторок и информационными стендами, рассказывающими о функционировании ледовой трассы и о блокадной навигации по Ладожскому озеру.
  • Попытки прорыва блокады. Череда залов, посвященных основным военным операциям по снятию блокады. В каждый следующий зал мы поднимаемся по наклонному пандусу.
  • Операция "Искра" или Прорыв блокады. Глухой консольный объем с полностью остекленным торцом выдвинут далеко вперед перпендикулярно Смольной набережной. Значительная длина при небольшой высоте создают своеобразный эффект "света в конце тоннеля". Пройдя тоннель до конца, посетитель получает возможность выйти на смотровую площадку и убедиться, что город жив. Эксплуатируемая кровля прямоугольного объема может быть использована в качестве летней концертной площадки.
  • Снятие блокады и послевоенное восстановление города. Самый обширный из врезанных в холм объемов имеет несколько уровней: в самом низу находятся помещения Конференц-центра, этажом выше – собственно экспозиция по теме (операция "Январский гром"и т.д.), над ней – зона временных выставок. На крыше разбит Сад памяти - в память о послевоенном строительстве мемориальных парков, куда вход организован прямо с улицы по открытой лестнице.

В центральной части главного зала мы видим нижнюю часть "домов", чьи верхние этажи возвышаются над холмом. Всего домов восемь, и они подразделяются на два вида:

  • Пустые гулкие башни пятиэтажной высоты предназначены для художественных инсталляций с сильным эмоциональным воздействием. Они задают камертон восприятию, вводят зрителя в круги ада, сквозь которые пришлось пройти ленинградцам. Условные названия четырех башен,  в экспрессивной и даже шоковой манере повествующих об ужасах блокады – Голод, Холод, Огонь (откуда можно спуститься вниз, в Бомбоубежище) и Скорбь.
  • Четыре "дома" с поэтажной экспозицией по основным темам: Производство, Жизнеобеспечение, Наука и Культура. Эти "дома" предоставляют подробную информацию о том, где и над чем работали жители блокадного Ленинграда, как был организован их быт, какие культурные события происходили в осажденном городе.

Самая сердцевина главного музейного зала – камерная площадь неправильной формы, образованная стенами "домов", самими своими очертаниями транслирует тревожное ощущение нестабильности мира. Здесь предлагается обустроить Пространство блокадных дневников. В нем шесть павильонов, шесть "комнат", в каждой из которых повествование о пережитом ведется от первого лица.

Как видим, по мере продвижения от периферии к центру - от официальной летописи событий на мультимедийной стене к более детальной картине в блоках, посвященных работе и быту – нарастает персонализация в подаче материала и его восприятии. Наконец, в Пространстве дневников тема личной боли, трагедии, катастрофы достигает своего крещендо.

Еще одна особенность предлагаемой центричной модели заключается в сочетании хронологического изложения истории с отсутствием жестко заданного экспозиционного маршрута внутри хронологического кольца, где возможно движение как по концентрическим окружностям, так и по радиусам. Посетитель волен выбирать последовательность осмотра "домов"и "комнат"– от перемены мест слагаемых сумма впечатлений не изменится.

Кульминационное пространство Музея – Зал памяти – расположено во втором этаже, над дневниковой зоной. Здесь царит тишина и полумрак. Зал накрыт куполом с маленьким отверстием в центре. Дневной свет сочится из этого отверстия и из примыкающих к залу  треугольных двориков-колодцев. Мерцают свечи в нишах стены-колумбария. Призрачный свет выхватывает из тьмы выбитый в камне мартиролог – многотысячный поименный список жертв блокады.

Технико-экономические показатели

Площадь земельного участка – 1,73 га. Общая площадь комплекса – 24 800 кв. м.

Зоны, открытые для посетителей:

  • Входная зона – 4 500 кв. м.
  • Кафе – 950 кв. м.
  • Магазин – 450 кв. м.

Постоянная экспозиция – 7 350 кв. м. Временная экспозиция – 920 кв. м. Многофункциональный образовательный центр – 710 кв. м. Конференц-центр – 1 450 кв. м. Кинозал – 250 кв. м.

Зоны, ограниченного доступа:

  • Институт памяти – 2 050 кв. м.
  • Библиотека – 170 кв. м.
  • Читальный зал – 300 кв. м.
  • Архив – 160 кв. м.
  • Зона VIP – 2 250 кв. м.
  • Ресторан – 350 кв. м.
  • Конференц-зал – 200 кв. м.

Зоны, полностью закрытые для посетителей:

  • Мастерские – 610 кв. м.
  • Административная зона – 580 кв. м.
  • Фондохранилище – 2 730 кв. м.
  • Технические помещения – 1 650 кв. м.
ПодробнееСкрыть