Главный железнодорожный вокзал Астаны

Главный железнодорожный вокзал Астаны

Проект – победитель международного конкурса

Казахстан, Астана
Проектирование: 2010
Заказчик: Акимат Астаны и АО "Национальная компания "Казакстан Темiр Жолы"

Авторский коллектив:

Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Сергей Аксёнов, Юрий Ашметьев, Мария Виноградова, Илья Григорьев, Вероника Жукова, Иван Кожин, Владимир Лемехов, Евгений Новосадюк, Георгий Снежкин, Антон Станчинский, Ксения Счастливцева, Маргарита Явейн

Конструктор: Владимир Герштейн

Макет: Яков Ициксон

Вокзальный комплекс в настоящем проекте – не просто железнодорожная станция. Он трактован нами как ГЛАВНЫЕ НАЗЕМНЫЕ ВОРОТА АСТАНЫ. Мы предлагаем установить их в створе перспективной пробивки одной из важнейших городских автомагистралей.

Дислокация вокзала на перекрестке главных путей, в точке пересечения линий железной дороги, автодороги и легкого метро превращает его в крупный транспортно-пересадочный узел, в фокус притяжения больших людских масс и средоточие их деловой активности. В таких местах естественно появление многофункциональных сооружений, объединяющих в себе различные виды обслуживания помимо собственно транспортного. Так, в данном проекте здание вокзала дополнено коммерческим корпусом, который вмещает гостиницу, бизнес-центр, торгово-развлекательный комплекс. Подобная концентрация основных и сопутствующих функций обладает мощным синергетическим эффектом. Строительство вокзала становится градообразующим фактором, дающим импульс к развитию сопредельных городских территорий.

Возвышающиеся в многокилометровой перспективе улицы Мустафина, ГЛАВНЫЕ ВОРОТА АСТАНЫ будут смотреться как Арка Дефанс в перспективе Елисейских полей. Это придаст вокзальному комплексу статус одной из главных визитных карточек казахской столицы, интегрирует его в ряд ключевых, знаковых построек Астаны, в систему доминант, открывающихся взору по мере продвижения по улице Г. Мустафина к центру города: ВОРОТА АСТАНЫ – ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ – ПИРАМИДА – ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ДВОРЕЦ – ДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА и т.д.

Размещение вокзала на конкорсе над железнодорожными путями – наиболее современный способ компоновки вокзальных зданий. Вокзал-мост практически повсеместно пришел на смену вокзалам «берегового» типа благодаря большей эффективности, компактности, более рациональному использованию пространства.

Две основные части вокзального комплекса – собственно вокзал и размещенный по другую сторону путей коммерческий корпус – интегрированы в единое целое.

Наиболее выразительная составляющая архитектуры комплекса – прозрачная структура покрытия в виде гиперболического параболоида, чей конструктивный рисунок воспроизводит в гигантском масштабе решетчатую структуру кереге. Арка встает над вокзалом и ведущими к нему дорогами, как радуга над степью, подчеркивая грандиозный размах Астаны и ее необъятные просторы. Плавный абрис арки родственен мягким очертаниям холмов и курганов Казахстана, но в то же самое время он наделен конструктивной жесткостью седла и упругостью лука.

Семантика лука в казахской культуре как нельзя лучше иллюстрирует смысл строительства ГЛАВНЫХ ВОРОТ АСТАНЫ. Лук был символом царской власти у скифов, а ритуальная стрельба из лука "подчиняла и упорядочивала окружающее пространство". С этой символикой связаны и состязания по натяжению богатырского лука, и ритуальная стрельба во все четыре стороны света.

Под сводами арки образуется единое пространство, в котором пассажирам будет легко ориентироваться. Благодаря прозрачным ограждениям с высоты распределительного зала (отм. +12,000) и двух его ярусов (отм. +15,900 и +19,800 соответственно) будут открываться захватывающие виды Астаны.

Технико-экономические показатели

Площадь застройки - 181 475 м2 , в том числе:

  • площадь застройки здания вокзала - 14 810 м2
  • площадь привокзальной площади с автостоянкой - 137 134 м2
  • площадь автостоянок на уровне конкорса - 18 710 м2
  • площадь застройки коммерческого корпуса - 15 302 м2

Общая площадь здания вокзала - 33 670 м2
Строительный объем здания - 386 000 м3
Пропускная способность пассажиров в сутки - 12 000÷35 000
Вместимость вокзала - 2 500 пассажиров
Паркинг, количество машиномест - 2 620
Площадь коммерческого корпуса - 23 840 м2
Строительный объем коммерческого корпуса - 230 000 м3

ПодробнееСкрыть