Архитектурная концепция комплекса зданий учебного корпуса Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Архитектурная концепция комплекса зданий учебного корпуса Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Конкурсный проект

Адрес: г. Москва, 

Проектирование: 2023 г.

Над проектом работали:

Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, А. И. Амелькович, Е. А. Гичкина, Е. О. Васильева, И. Н. Кащеева, Б. Д. Немцев, А. И. Покатович, А. А. Сызранова

Визуализации: Патрикеев

Композиция и архитектура ансамбля МГУ на Воробьевых горах транслируют столь победительную энергетику, силу и спокойствие, что мы почли за честь подчинить свой проект этому мощному импульсу. Новый корпус физфака не копирует постройки середины прошлого века, но наследует и воспроизводит как их системообразующие черты – регулярность, осевую симметрию, ортогональную геометрию, так и приметы фирменного стиля Льва Руднева – пристрастие к квадратным формам и ступенчатым/ярусным построениям (как по высоте, так и в плане), четкую артикуляцию ритма вертикальных элементов в тектонике здания.

Руднев считал, что «воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем оно само». Добавим, что площадь не в меньшей, если не в большей степени, чем окружающие ее здания, служит определителем городской матрицы, идентификатором городских мест. Перед проектируемым зданием нами задумана квадратная площадь, идентичная по габаритам и рисунку площади у главного здания МГУ. Отличие от прототипа – в инверсии аранжировки ландшафта: то, что было газоном, стало пешеходной площадкой (и наоборот), тем самым умножая возможности проведения на площади публичных мероприятий. И пусть сегодня визуальная связь двух площадей невозможна, но ментальная связь будет очевидной.  

Площадь – пилотный элемент будущего Парка науки – трактована как общедоступный аванзал для зданий по ее периметру. Озелененное пространство площади получает продолжение внутри физфака-2 в виде четырех квадратных дворов-атриумов, вокруг которых скомпонованы лаборатории и учебные аудитории. Дворы-оранжереи, оформленные каждый в своем стиле, образуют систему композиционных ядер здания, его коммуникационных узлов и центров отдыха и общения. Все проходы в глубь здания с улицы пролегают через дворы, движение в поперечном направлении идет по крытым галереям. 

В первом этаже сконцентрированы основные репрезентативные и публичные функции: гардеробы, блоки общественного питания, фитнес, аудитории, а также часть лабораторий. Верхние этажи целиком отведены под лаборатории. На площадь здание выходит четким строем  выступов-ризалитов – в них расположены офисы администрации (ректорат) и кабинеты преподавателей. В четком вертикальном ритме главного фасада и уступчатом абрисе трех остальных узнаются фамильные черты исторических зданий комплекса.

Входы в здание организованы в промежутках между парными ризалитами; проход на первый этаж, приподнятый над землей на 1,2 м, происходит по лестницам – так же, как в главном здании факультета. Ассоциации с ним прослеживаются и в интерьере: в крутом уклоне амфитеатров больших аудиторий, в отделке полов плиткой терраццо, а стен – деревянными панелями на высоту 2,4 м.

Единственное заметное отступление корпуса от абсолютной симметрии – вынос блока с рестораном и конференц-залом в отдельный объем в северо-восточном углу участка. Такое решение обусловлено как конфигурацией самого участка, так и данью памяти творчеству Льва Руднева периода 1930-х годов (Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1932-37). Мастера той эпохи искали совершенство на стыке конструктивизма и неоклассики, и мы продолжаем начатые ими поиски.

Архитектура лабораторного корпуса построена по принципу фрактала – множества, сформированного из самоподобных элементов. Такие построения примечательны строгой закономерностью и планировочной ясностью, позволяющей легко и безошибочно ориентироваться внутри здания. Вместе с тем, как ни парадоксально, регулярным структурам присуща даже большая функциональная гибкость, чем сооружениям со «свободным» иррегулярным планом.

ПодробнееСкрыть